Заметки на полях (volodjaz) wrote,
Заметки на полях
volodjaz

Categories:

Малоизвестные факты о любавическом Ребе

Приведу некоторые факты о седьмом Любавическом Ребе, которые вам не расскажут в Бейт Хабаде. Думаю что знание этих фактов нисколько не умалит его величие а только наоборот.

Отец будущего ребе, р. Леви Ицхак, глава небольшой хасидской общины в Екатеринославе, не послал своего сына учится в хабадскую ешиву «Томхей Тмимим». Он предпочел, чтоб его двое сыновей получили бы светское общее образование. Для этого был нанят репетитор Исраель Идельсон, сионист и социалист. В 1926 году Идельсон репатриировался в Эрец Исраель. Он изменил свою фамилию на Бен-Иехуда и позже стал министром внутренних дел Израиля. Будучи министром, Бен-Иехуда издал инструкцию согласно который еврей это тот, кто чистосердечно заявляет о себе, что он еврей. Разуметься, Менахем Мендел большую часть дня занимался Торой, но занятия с Идельсоном наложили свой отпечаток на него и на его брата Лейба. Так, брат будущего ребе, Лейб, присоединился к молодежной сионисткой социалистической организации Идельсона. В 1939 году он репатриировался в Эрец Исраэль и вел там совершенно светский образ жизни. Он работал продавцом в Тель-Авиве. Часто его видели в субботу курящим напротив хабадской синагоги, для провокации целях. Его жена также была светской. Тем не менее, с 1956 г. она работала учительницей иудаизма в хабадской школе, куда устроил её Менахем Мендл, тогда уже ребе.

С 1923 по 1926 г. Менахем Мендл учил математику в университете Екатеринослава. В 1926 г. он оставил университет, не получив диплома. Будущий ребе переехал в Ленинград и изучал там математику и инженерию как вольнослушатель. В 1927 г. он записался вольнослушателем в Берлинский университет. В архивах Берлинскго университета нет никаких упоминаний того, что будущий ребе получил степень. Он получил только справку о обучении на курсах. При этом он значительную часть времени посвящал изучению Торы.
Р. Иосеф Ицхак в принципе категорически противился академическому образованию и «новой ортодоксии» в Германии, но финансировал обучение будущего зятя в университете. Так он резко критиковал Гурского ребе за то, что тот основал ешивы «Метивта» в которых изучались светские предметы 2 часа в день.

В 1933 году Менахем Мендл и Мушка переехали в Париж. Сестра Мушки, Шейна с мужем жили неподалеку. Они жили на улице Булар 9, в 14м квартале. Это был квартал богемы. Они жили довольно далеко от еврейского квартала, который находился на другом берегу Сены, на расстоянии 14 км. Самая близкая синагога находилась на расстоянии больше шести км. от квартиры Шнеерсонов.
В Париже Менахем Мендл продолжил изучать инженерное дело. Он учился в École Spéciale des Travaux Publics, (ESTP) – колледже, который был официально признан только в 1921 г. и который был весьма далек от интеллектуального уровня Сорбонны. Здесь он начал учиться на двухлетних подготовительных курсах. В оценочном листе по результатам первого триместра Менахема Мендла написано, что студент « не подал ни одной работы и не участвовал ни в одном экзамене». В следующем триместре он налег на учебу и средняя оценка его была 14 из 20 т.е 70%, что означало, что он 10й или 11й в классе из 28 студентов. Он прошел, таким образом, подготовительный курс и смог начать в 1935 г. изучение инженерного дела. Но он пропустил год и начал обучение в ESTP на инженера на год позже. Оценки его оставались на прежнем уровне – около 15 из 20, он был 12м из 28 студентов в первом семестре. Во втором семестре он был 15 м из 28 и т.д.. В 1938 году, в возрасте 37 лет, Менахем Мендл получил диплом инженера.

В 1923 г. Менахем Мендель впервые встретил свою будущую жену - Хаю Мушку, дочь 6го Ребе. Это было в ходе его посещения Ростова, где жил тогда ребе Иосеф Ицхак и цель визита была именно знакомство Менахема Мендела и Хаи Мушки. Они расстались тогда и встретились снова только спустя три с половиной года, когда они жили в одном и том же доме, в доме ребе Иосеф Ицхака, отца Хаи Мушки. Между их встречей и свадьбой прошло более пяти лет. Такой длинный период ухаживания, тем более, когда часть этого времени жених и невеста проживали под одной крышей – противоречит всем принятым нормам ортодоксальных евреев вообще и хасидов в особенности.
Ребе Иосеф Ицхак был арестован 14 нисана 5687 (14 июня 1927) после обыска в его доме. Дочь Мушка пришла домой в разгар обыска, поздно ночью, поскольку она в тот день с раннего вечера гуляла с Менахемом Мендлом. Такое времяпрепровождение соответствовало духу Ленинграда тех лет, но не хасидским устоям.
Все рассказы о том, что Менахем Мендл был, якобы вовлечен в организацию ребе и якобы преследовался ГПУ – не имеют никакого подтверждения. Только в Риге Менахем Мендл начинает выполнять некоторые поручения Ребе. Но когда летом 1929 г. и летом 1930 г. р. Иосеф Ицхак едет в Америку и просит Менахема Медла присоединиться к нему, то он дважды получает отказ из-за ограничений, вытекающих из его учебы в университете.
Только в сентябре 1928 г. будущий раби и Мушка решили пожениться. Мушке было тогда 27.5 лет, Меахем Мендл был моложе её на год. В хасидских семьях девушки выходили замуж намного раньше. То, что дочь ребе Иосеф Ицхака не замужем в возрасте 27 лет вызывало много вопросов. Да и ситуация, когда холостой Менахем Мендл жил в доме раби и учился за его счет в университете, вызывала, разуметься, недоумение. В Хабаде задержку брака объясняют экономическими трудностями, но экономическое положение р. Иосеф Ицхака в Ростове, когда он выдал замуж старшую дочь Хану за Шмарьяху Гурарье были намного труднее. Если экономическое положение ребе позволяло ему финансировать учебу Менахема Мендла в университете, то он, конечно же мог финансировать свадьбу дочери.
По-видимому Мушка колебалась в отношении брака с Менахемом Мендлом.
Мушка и её младшая сестра, Соня Шейна не хотели выходить замуж за выходца из Томхей Тмимим, слишком привязанного к религии, каким был муж их старшей сестры. Мушка тянулась намного больше к внешнему миру, чем к миру её отца, ребе. Она говорила по-русски лучше, чем на идиш. С сестрой Шейной она говорила в основном по-русски. Когда Мушка жила в Нью-Йорке в её доме собирался круг любителей русской литературы.
Телеграмма её отца-ребе в которой он поздравляет Мушку с пятнадцатилетием написана по-русски. Он желал ей успехов в учебе и просит, чтоб она писала б ему по-русски. В Берлине Мушка записалась на курсы немецкой литературы при университете.
Газеты отмечали, что гости на свадьбе Менахема Мендла и Мушки отличались от гостей на обычных хасидских свадьбах. Почти не было видно штреймалов и черных шляп. Большинство составляли евреи в европейской одежде. Родители Менахема Мендла не присутствовали на свадьбе, поскольку они остались в Советской России, и поэтому его отец прислал Менахему Мендлу обстоятельное письмо с подробными наставлениями. В этом письме сквозит тревога о соответствии поведения сына религиозному образу жизни. Отец напоминает сыну о необходимости окунуться в микву в день свадьбы, о том чтоб он подпоясался гартлем во время молитвы после свадьбы и чтоб всегда возлагал бы и тфилин рабейну Там.
Под хупой Менахем одел хабадский сюртук как велел ему отец, но после хупы он переоделся в европейскую одежду. Газеты отметили, что он выделялся среди хасидов коротко подстриженной бородой. Впрочем, жених младшей дочери Ребе Иосеф Ицхака, Шейны, которых также учился в университете, был чисто выбрит.

Седьмой Ребе нарушил хасидскую традицию и не носил штреймел. Он решил поступить так после того как вдова Шестого Ребе отказалась передать ему после смерти р. Иосеф Ицхака его штреймел, не одобряя выбор хасидов. Она бы предпочла видеть Шмарьяху Гурарье, мужа её старшей дочери в роли Ребе.

По книге Менахема Фридмана и Шмуэля Хейльмана



Tags: евреи, история, иудаизм, книги, персоналии, хасидизм
Subscribe

  • Седьмой год - Шабатон

    Недельная глава говорит о заповеди седьмого года. Эта заповедь, на первый взгляд, кажеться тяжелой и почти невыполнимой. Она включает не только…

  • Буковский о Познере и о Ходорковском

    Отсидев 10 лет, он сильно изменился. Я помню его речь на последнем суде — это речь зэка. И как зэк он себя вел достойно, арестантский кодекс чести не…

  • Новый год и евреи

    В эти дни в русскоязычном интернете усиленно обсуждается вопрос, который задается заново каждый раз в это время года — праздновать или не праздновать…

promo volodjaz march 29, 2015 22:17 1
Buy for 10 tokens
Мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть. Бог не наказывает без предупреждения. Все к лучшему! Ведь розы вырастают из шипов, и пчела, которая нас жалит, приносит сладкий мед. Вы говорите - время идет. Безумцы - это вы проходите. Высшая форма мудрости – доброта. Не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 131 comments

  • Седьмой год - Шабатон

    Недельная глава говорит о заповеди седьмого года. Эта заповедь, на первый взгляд, кажеться тяжелой и почти невыполнимой. Она включает не только…

  • Буковский о Познере и о Ходорковском

    Отсидев 10 лет, он сильно изменился. Я помню его речь на последнем суде — это речь зэка. И как зэк он себя вел достойно, арестантский кодекс чести не…

  • Новый год и евреи

    В эти дни в русскоязычном интернете усиленно обсуждается вопрос, который задается заново каждый раз в это время года — праздновать или не праздновать…